Торхов Федор Семенович
живописец, Заслуженный художник России
Творчество:
Основными темами творчества Торхова-живописца на протяжении всей жизни являлись Монголия и Горный Алтай, в своих картинах он стремился передать величественную природу этих сакральных мест, а также самобытность местных жителей. Помимо тематических пейзажей Фёдором Семёновичем Торховым было написано немало портретов в стиле русского реализма.
Творчество Федора Семеновича Торхова органично вписывается в стилистику алтайского изобразительного искусства реалистической манерой живописи, разработкой пейзажного и портретного жанров, тематической направленностью на изображение алтайской природы и людей в ней пребывающих.
Первое, что замечаешь, глядя на его картины, это удивительный дар колориста. Какого бы жанра и тематики не было произведение, оно написано яркой, живой и сочной палитрой. Для наглядности можно сравнить некоторые стилистические особенности художественного метода Ф. С. Торхова с творческой манерой признанных мастеров отечественной школы изобразительного искусства.
Изящество и тонкое чувство вкуса в изображении, казалось бы, такого незатейливого городского пейзажа, как в картине «Морозный день в г. Барнауле» (1959. К., м. 39,5х31), роднит художника с произведениями К. А. Коровина «Дама с лампой» и «Две дамы на террасе» из собрания Государственного художественного музея Алтайского края. Цветовая гамма, а главное, изящно переданные силуэты идущих по заснеженной улице людей, создают впечатление легкости, свободы и жизнерадостности, несмотря на хмурый зимний день, копоть труб и покосившиеся старые деревянные столбы и строения. Другая его работа — «Урюк цветет» (1950. х., к.,м. 29,5х24,3. ГхМАК) своими яркими цветовыми пятнами напоминает парижские
пейзажи К. А. Коровина.
Монументальность в композиции и декоративное изображение действительности присутствуют в большинстве произведений Ф. С. Торхова. «Праздник животноводов» (1972. ДВП, м. 86х135. ГхМАК) и «Первомайская демонстрация в г. Барнауле» (1964. К., м. 51,7х71,4. ГхМАК) — работы, в которых художник в первую очередь раскрывает движущую силу стихии, будь то стихия природная или стихия человеческая, что, в сущности, не главное. Главное — это показать движение мировых сил, величественно и органично проявляющих себя в нашей действительности, и воздействующих на нас естественно и непринужденно.
Одна из таких сил в творчестве Федора Семеновича - это сам человек, человеческая личность, личность — проявляющая себя в непосредственной деятельности, будь то творчество, повседневный мирный труд или защита своей Родины. «Портрет ветерана» (К., м. 50х70. ГХМАК) и «Портрет солдата Дашкевича» (1953. Х., к., м. 32,5х24. ГХМАК) — яркие психологические образы, созданные художником. Неизбежный драматизм, со всей очевидностью вытекающий из прошлого и из рода деятельности изображенных людей, сглажен мягким лиризмом душевных качеств, сиюминутных чувств и переживаний.
Как тонкий лирик, Федор Семенович Торхов проявил себя не только в портрете, но и в пейзаже. Такие его работы, как «Теплый вечер» (из серии: «По монгольскому Алтаю». (1976. К., м. 50х70. ГХМАК) и «Осенний шум» (1992. К., м. 47,8х69. ГХМАК) созвучны с творчеством И. И. Левитана и его учеников П. И. Петровичева и Л. В. Туржанского, находивших в самых незатейливых уголках природы нежные лирические нотки.
Удачно соединившись в целостный художественный метод, все вышеназванные особенности изобразительного языка позволяют судить о Ф. С. Торхове как о ярком, самобытном и интересном живописце, который внес значительный вклад в отечественное изобразительное искусство. Более того, есть еще две грани его творческой жизни, где художник и гражданин проявил себя наиболее значимо.
С 1974 г. в творчество художника входит тема Монголии. Интерес художника к Горному Алтаю привел к тому, что Алтай открылся ему и с другой стороны. Вид со стороны Монголии настолько захватил Федора Семеновича, что на все последующие годы Монгольский Алтай стал визитной карточкой его творчества.
Природа алтайских гор и самобытная культура монгольского народа ярко проявились не только в творчестве художника, но и вызвали интерес к развитию человеческих взаимоотношений и расширению культурных связей между двумя народами: монгольским и российским. Активное
участие в руководстве двух организаций: Союза художников и Общества советско-монгольской дружбы только увеличивало возможности Ф. С. Торхова на этом дипломатическом поприще.
Ф. С. Торхов — участник многочисленных краевых, зональных, республиканских, всесоюзных, зарубежных и международных выставок. Основные выставки: «Россия» (1980, 1985, 1992, 1999), Всесоюзные выставки (1978, 1979, 1982, 1983, 1984, 1985, 1987, 1988) и др. Провел более 20 персональных выставок, в том числе в Москве и Улан-Баторе (1975, 1994, 1998).
В 2000 г. Ф. С. Торхов открыл персональную картинную галерею в краеведческом музее г. Ульгия (МНР) и подарил 50 своих произведений, посвященных аймаку. В 2005 г. передал в дар Монгольской народной республике 70 произведений.