Золотухин Валерий Сергеевич
Советский и российский актёр театра и кино, Народный артист РСФСР (1987). С октября 2011 по март 2013 года был художественным руководителем Театра на Таганке
Творчество:
Работы в кино
Первое приглашение В. Золотухину сняться в кино последовало от режиссера В. Назарова. Дебютный для молодого артиста историко-приключенческий фильм «Пакет» по одноименной повести Л. Пантелеева вышел на экраны в 1965 г. Роль Трофимова принесла Золотухину известность, но настоящая популярность пришла чуть позже. Ее принесла роль участкового в детективе все того же В. Назарова «Хозяин тайги» (1968). В этой картине В. Золотухин играл в паре со своим лучшим другом, актером и певцом В. Высоцким. Картина имела большой зрительский успех.
Спустя три года на экраны вышел фильм, принесший актеру всенародную любовь и признание критиков. Это была эксцентрическая музыкальная комедия Н. Рашеева и А. Народицкого «Бумбараш». После невероятного успеха «Бумбараша» Валерий Золотухин стал одним из самых востребованных актеров отечественного кино. Именно в 1970-е гг. творчество В. Золотухина как киноактера отмечено большим количеством созданных им запоминающихся ярких образов. За 10 лет он снялся в 18 картинах, в т.ч. «Бег» (1970), «О друзьях-товарищах» (1970), «Салют, Мария!» (1970), «Пропажа свидетеля» (1971), «Берега» (1973), «О тех, кого помню и люблю» (1973), «Царевич Проша» (1974), «Единственная...» (1975), «На всю оставшуюся жизнь... » (1975), «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976), «Любовь Яровая» (1977), «Версия» (новелла в киноальманахе «Завьяловские чудики», 1978), «Предварительное расследование» (1978), «Маленькие трагедии» (1979) и др.
В 1980-е гг. наиболее заметные работы в кино - роль Д. Гроцева в ретро-драме Н. Досталя «Человек с аккордеоном» (1985), роль Мухина в фильме «Средь бела дня» (1983). Во второй половине 1980-х гг. В. С. Золотухин все реже стал появляться на экране, а ближе к середине 1990-х гг. и вовсе перестал сниматься в кино.
В 2000-е гг. В. С. Золотухин вновь вернулся к активному участию в кино- и телепроектах. Начало нового периода кинотворчества В. Золотухина положил сериал «Участок» (2003), где Золотухин сыграл старика по прозвищу Хали-Гали. Вслед за этим он продемонстрировал актерское мастерство на съемках фильмов Т. Бекмамбетова «Ночной дозор» (2004) и «Дневной дозор» (2006), в которых сыграл старого вампира. В. Золотухин принял участие и в постановке экранизации романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (2005), исполнив роль Босого, снялся в картине В. Хотиненко «1612» в роли столпника. В последние годы жизни востребованность В. С. Золотухина в кинематографе обрела взрывной характер: в 2009 г. он принял участие в фильмах «Черная молния», «Иванов», «Приказано уничтожить», «В России идет снег», «Вий. Возвращение», а в первой половине 2010 г. фильмография В. С. Золотухина пополнилась 7 ролями (фильмы «Утомленные солнцем 2. Предстояние», «Свадьба. Дело. Смерть», «Папа Гамлета», «Доки», «Ярослав», «Ефросинья», «Снайпер».
Литературное творчество
Атмосфера творчества и свободы, созданная и поддерживаемая главным режиссером - Ю.П. Любимовым, способствовала развитию в театре духа Ренессанса. Многие таганские актеры стремились проявить себя сразу в нескольких областях искусства. В такой ситуации писательский дар В. Золотухина нашел благодатную почву для своего роста и расцвета.
К 1968 г. им написаны рассказы «Старики», «Иван, поляк и карьера», «Три монолога Таньки-стюардессы», начата повесть «Дребезги». Но газеты и журналы не шли навстречу молодому автору. Первым откликнулся журнал «Советский экран». В № 1 за 1973 г. был опубликован рассказ В. Золотухина «Пой, Вовка...», представлявший собой отрывок из повести «На Исток-речушку к детству моему». Целиком вся повесть была опубликована в этом же году в № 6 журнала «Юность». Именно в «Юности», в 1980-90-е гг. будут напечатаны самые известные произведения Золотухина («Дребезги», «Земляки», «Комдив четырнадцатый», «Похоронен в селе...»), начата публикация романа «21-й километр». Уже в 2000-х гг. алтайский писатель станет членом редакционного совета «Юности».
В 1978 г. в издательстве «Молодая гвардия» вышла в свет первая книга В.С. Золотухина - небольшой сборник «На Исток-речушку, к детству моему», включавший две повести алтайского писателя. Вскоре в журнале «Новый мир» появляется благожелательная рецензия Ю. Щеглова, содержащая наряду с отдельными замечаниями целый ряд похвал в адрес автора.
В литературном творчестве B.C. Золотухина отчетливо выделяются два направления: художественная проза и проза дневниковая. Каждое из этих направлений имеет свои хронологические рамки. Если в 1970-80-е гг. в творчестве Золотухина преобладала художественная проза, то 1990-2000-е гг. писатель почти целиком посвящает работе над дневниковой прозой. Впрочем, оба направления достаточно тесно связаны друг с другом. Художественная проза автобиографична, нередко включает выдержки из дневников, в то же время дневники писателя часто содержат лирические отступления и размышления автора, так что отдельные части их вполне могут рассматриваться в качестве самостоятельных художественных произведений.
Художественная проза В, Золотухина представлена повестями, рассказами, очерками, а также незавершенным романом «21 -й километр».
Главной темой, к которой прежде всего обращается В. Золотухин, является тема происхождения дара, таланта (см. «На Исток-речушку...», «Дребезги», «Прими привет, Расми Халидович!», «Мой Лемешев» и др.). Истоки дара в разные годы алтайский писатель видит то в малой родине, семье («На Исток-речушку...», «Дребезги»), то в духовной силе народа («Похоронен в селе...»)...
Другой важной темой литературного творчества B.C. Золотухина является театр. Повседневная жизнь театра, протекающая на сцене и за кулисами, отношения между актерами, история театральных постановок - в центре целого ряда рассказов и очерков, а также романа «21-й километр». B.C. Золотухин, безусловно, принадлежит к числу немногих российских писателей, сделавших театр одной из главных тем своих произведений.
Несмотря на преобладание названых тем, в целом тематика литературного творчества В. Золотухина ими не ограничивается. Писатель в своих произведениях затрагивает целый ряд социально значимых тем: уход молодежи из села («Дребезги»), сталинские репрессии («Рассказы бабки Екатерины»), непарадная сторона освоения целины («Дребезги»), антиалкогольная кампания середины 80-х и др.
Дневниковая проза B.C. Золотухина представлена дневниковой повестью «Все в жертву памяти твоей» (1991), книгами «Секрет Высоцкого» (2000), «Таганский дневник» (2002), «На плахе Таганки» (2003), «Знаю только я» (2007) и др., которые уже хорошо известны почитателям творчества алтайского актера и писателя. Главные темы, поднимаемые писателем здесь, - Театр на Таганке и дружба с В. Высоцким.
Актерское творчество
Активную работу в кинематографе В. С. Золотухин успешно сочетал с театральной деятельностью. В 1970-1980-е гг. он стал одним из ведущих актеров Московского театра драмы и комедии на Таганке. Среди его театральных героев: Водонос Вонг («Добрый человек из Сезуана»), Грушницкий («Герой нашего времени»), Андрей Находка («Мать»), Глебов («Дом на набережной»), Петя Трофимов («Вишневый сад»), Григорий Отрепьев («Борис Годунов»), Федор Фомич Кузькин («Живой»), Живаго («Доктор Живаго»), маркиз де Сад («Марат и маркиз де Сад»), три роли в спектакле «Пир во время чумы» - Герцог, Дон Гуан и Фауст Альцест («Мизантроп»), Григорий Отрепьев («Борис Годунов»), император Павел («Павел I») и другие роли алтайского актера в спектаклях, поставленных выдающимися режиссерами - Ю. Любимовым, А. Эфросом, Л. Хейфецем - на сцене ведущих театров страны: прежде всего, Московского театра драмы и комедии на Таганке, а также Центрального Академического Театра Российской Армии.
Как актер Валерий Сергеевич принимал живое участие в творческом театральном процессе и в Молодежном театре Алтая. На его сцене он сыграл роли Луки в постановке «На дне» М. Горького (2003), Городничего в «Ревизоре» Н. Гоголя (2007), деда в «Праздниках детства» по рассказам В. М. Шукшина (2009). Много гастролировал по Алтайскому краю.
Работы в театре
Театр на Таганке:
1964 — «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта. Постановка Ю. Любимова — Ванг, водонос
1964 — «Герой нашего времени» по роману М. Ю. Лермонтова. Постановка Ю. Любимова — Грушницкий
1965 — «Антимиры» — Баллада-диссертация (Носы)
1965 — «Десять дней, которые потрясли мир» по Д. Риду. Постановка Ю. Любимова — От театра, Пьеро, 1-й крестьянин, Расклейщики афиш, Ораторы
1965 — «Павшие и живые» — Сороковые-роковые, Песни на стихи М. Анчарова, В. Высоцкого, П. Когана, Ю. Левитанского, С. Крылова, Б. Окуджавы, Г. Шерговой, Мусы Джалиля, Зонг о десяти ворчунах неизвестного немецкого поэта-антифашиста, Безногий солдат
1966 — «Жизнь Галилея» Б. Брехта. Постановка Ю. Любимова — маленький монах
1967 — «Послушайте!». Постановка Ю. Любимова — лирический Маяковский
1968 — «Живой» по повести Б. Можаева. Постановка Ю. Любимова — Федор Кузькин (возобновление 1989 год)
1969 — «Мать» по мотивам романа А. М. Горького. Постановка Ю. Любимова — Андрей Находка
1970 — «Берегите ваши лица»
1970 — «Что делать» по роману Н. Г. Чернышевского. Постановка Ю. Любимова — Лопухов
1972 — «Под кожей статуи Свободы» Е. Евтушенко. Постановка Ю. Любимова — студент, изображающий Раскольникова, задумчивый студент
1973 — «Товарищ, верь...» Постановка Ю. Любимова — за Пушкина
1975 — «Вишневый сад» А. П. Чехова. Постановка А. Эфроса — Петя Трофимов
1977 — «Мастер и Маргарита» по М. Булгакову — Мастер (ввод 2000 год)
1980 — «Дом на набережной» по роману Ю. Трифонова. Постановка Ю. Любимова — Вадим Глебов
1981 — «Владимир Высоцкий»
1982 — «Борис Годунов» А.С. Пушкина — Самозванец
1985 — «На дне» М. Горького. Постановка А. Эфроса — Васька Пепел
1986 — «Мизантроп» Ж. Б. Мольера. Постановка А. Эфроса — Альцест
1989 — «Пир во время чумы» по «Маленьким трагедиям» А. С. Пушкина. Постановка Ю. Любимова — Мефистофель, Герцог, Дон Гуан, Фауст
1990 — «Самоубийца» Н. Эрдмана. Постановка Ю. Любимова — Первый
1993 — «Живаго (доктор)» по роману Б. Пастернака. Постановка Ю. Любимова — Юрий Живаго
1995 — «Медея» Еврипида. Постановка Ю. Любимова — Креонт, царь Коринфа
1998 — «Марат и маркиз де Сад» П. Вайса. Постановка Ю. Любимова — Маркиз де Сад
1998 — «Шарашка», главы романа «В круге первом» А. И. Солженицына. Постановка Ю. Любимова — дядя Авенир, Прянчиков, Спиридон Егоров
2000 — «Театральный роман» по мотивам сочинений М. Булгакова. Постановка Ю. Любимова — Иван Васильевич
2003 — «До и после» — Чехов, Сологуб, Бродский
2010 — «Мёд» Т. Гуэрры. Постановка Ю. Любимова — Два брата
2012 — «Король умирает» Э. Ионеско. Постановка К. Занусси — Король Беранже Первый
Театр Российской Армии:
1989 — «Павел I» Дм. Мережковского. Постановка Л. Хейфица — Павел
Театрально-концертный зал Музея Высоцкого на Таганке:
1999 — «Моцарт и Сальери», по «Маленьким трагедиям» А. С. Пушкина. Постановка А. Максимова — Сальери
Театр Антона Чехова:
2000 — «Цена» А. Миллера. Постановка Л. Трушкина — Виктор Франц
2001 — «Шалопаи, или Кин IV» Г. Горина. Постановка Л. Трушкина — Эдмунд Кин
Театр Луны:
2010 — «Прокурорская притча» А. Звягинцева. Постановка С. Проханова — Судья
Театр Модерн:
2010 — «Счастливое событие» С. Мрожека. Постановка С. Враговой — Генерал
Алтайский молодежный театр:
2003 — «На дне» М. Горького — Лука
2007 — «Ревизор» Н. Гоголя — Городничий
«Праздники детства» по рассказам В. Шукшина «Из детских лет Ивана Попова» — Дед
2012 — «С любимыми не расставайтесь» А. Володина. Постановка Д. Егорова — Судья
Государственный музей А. С. Пушкина:
2007 — «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Постановка А. Беркутова — Рассказчик
Московский независимый театр:
2006 — «Собачье сердце» по повести М. Булгакова. Постановка В. Золотухина — Профессор Преображенский
«Все мои сыновья» А. Миллера. Постановка К. Занусси — Джо Келлер