Рождественский Роберт Иванович
советский поэт, переводчик, лауреат Премии Ленинского комсомола и Государственной Премии СССР
Творчество:
Литературовед А. В. Мальгин назвал творчество Р. И. Рождественского «в хорошем смысле «пестрым». Тут и героические баллады, и шутливые зарисовки, и любовная лирика, и едкая сатира, и трагический «Реквием», и философские стихи о смысле жизни, и беглые зарубежные заметки, и даже своеобразная научная фантастика. А ведь нельзя еще забывать и жанр песни, в котором весьма успешно «отметился» поэт («Свадьба», «Эхо любви», «Билет в детство»). В своих неординарных публицистических выступлениях поэт утверждает нормы общественной морали, пишет о борьбе за мир, об освоении космоса.
Первая публикация стихов Рождественского появилась в июле 1941 в газете «Омская правда». В Литературном институте им. М.Горького Рождественский познакомился с Е.Евтушенко, учившимся годом старше, Р.Гамзатовым, Г.Поженяном, Г.Баклановым, Ч.Айтматовым, подружился с В.Соколовым. С 1950 в петрозаводском журнале «На рубеже» стали появляться стихи Рождественского, обратившие на себя внимание публицистичностью. С первых шагов поэт успешно разрабатывал форму прямого диалога с читателем, используя агитационные и ораторские приемы. В Петрозаводске вышел и первый сборник стихов Рождественского — «Флаги весны» (1955), затем, уже в Москве, увидел свет второй его сборник — «Испытание» (1956), объединивший лирику и поэму «Моя любовь», впервые опубликованную журнале «Октябрь» (1955. №1), в некое целое. В «Испытании» Рождественский с подкупающей искренностью говорит с читателем-сверстником о мужестве, о призвании, о выборе своего места в жизни, о любви и разлуке.
Язык и интонация Рождественского были понятны поколению, чье детство пришлось на военное лихолетье. Обличая мещанство и приспособленчество, Рождественский восторженно принимает романтику 1950-х с «дальними вокзалами», «росными травами», «пылью на рыжих степных дорогах». В поэме автор передал знакомое невоевавшему поколению чувство зависти к современникам-победителям; только они, по мнению поэта, обладают бесспорным правом говорить о жизни. Поэтому молодой Рождественский стремится не только воспеть героику и мужество, но и побывать на самых трудных участках мирной жизни: Литературный институт направляет Рождественского по его просьбе для прохождения практики на Северный полюс. Впечатления о буднях и праздниках в нелегкой полярной жизни легли в основу сборник «Дрейфующий проспект» (1959).
Вместе с «ворвавшимися» в поэзию Е.Евтушенко и, чуть позднее, А.Вознесенским Рождественский по-своему осваивал традиции Маяковского (а также комсомольских поэтов 1920-30-х). Однако в отличие от своих «собратьев» по т.н. «громкой лирике» Рождественский был менее склонен к экспериментам над стихом и словом, а его художественная палитра не имела полутонов. В вышедших в 1960-х сборниках («Необитаемые острова», 1962; «Реквием», 1963; «Ровеснику», 1962; «Радиус действия», 1965; «Сын Веры», 1966; и др., а также в 1970-х «Посвящение», 1970; «Радар сердца», 1971; «Возвращение», 1971; «Линия», 1973; «Баллада о красках», 1976; «Голос города», 1977) Рождественский «узнаваем» по своей поэтике, интонации и строфике. Поэтика Рождественского на всем протяжении творчества претерпела мало изменений: главным для поэта всегда был выбор темы, будь то путешествие по стране или впечатления от поездок за рубеж. Такими путешествиями в себя, перемещениями во времени и пространстве в творчестве Рождественского стали прежде всего поэмы — «Реквием. Посвящается тем, кто погиб в борьбе с фашизмом», 1960; «Письмо в тридцатый век», 1963-64; «До твоего прихода», 1967; «Посвящение», 1969; «Двести десять шагов», 1975-78 (Государственная премия 1979).
В поэмах нашла свое отражение эпическая сторона дарования Рождественского. В поэме «Двести десять шагов» главным героем является Красная площадь. Она как бы сконцентрировала в творческом сознании автора века отечественной истории. Двести десять шагов — это путь почетного караула к Мавзолею Ленина. В поэме обнаруживается неколебимая вера в историческое предназначение своей страны, восхищение социалистической державностью, трагическое ощущение времени. Вместе с тем поэт чутко реагировал на признаки общественного нездоровья («Убили парня», «Признание кинодублера», «Государственный частник»), которое все меньше удавалось скрыть в гуле победных космических, спортивных и юбилейных реляций.
В сборнике «Это время» (1976-82) и «Друзьям» (1982-85) заметно стремление Рождественского к философскому осмыслению жизни, емкости и лаконичности. В поздней лирике 1990-х с новой силой зазвучал голос Рождественского-публициста. Горечь и тревога за Россию переданы поэтом в новой для него интонационной манере, близкой к ритмической организации поэзии М. Цветаевой. В самых последних стихах с особой силой проявилось лирическое дарование поэта. Неожиданно он оказался близок к таким поэтам, как Есенин, П.Васильев, Твардовский и даже И.Бродский. Ритмическая структура произведений становится классичнее, строфическая «лесенка» теряет свою функциональность. Предчувствие смерти освобождает поэта от излишней дидактичности и агитационности, насыщая его поэзию высокой простотой, трагической ясностью и элегичностью.
Широко известны песни на стихи Рождественского. В 1955 году Роберт во время практики на Алтае познакомился со студентом консерватории Александром Флярковским, с которым была создана первая песня Рождественского - «Твоё окно». Позже Роберт Рождественский создал много текстов популярных песен - «Мир», «Стань таким, как я хочу», «Погоня» из кинофильма «Новые приключения неуловимых», «Неоткрытые острова», «Огромное небо», «Сладка ягода», «Желаю вам» и другие произведения, в том числе песни к спектаклям и опереттам «Голый король» на музыку Тихона Хренникова, «Тётка Чарлея» на музыку Оскара Фельцмана, «Путешествие Нильса с дикими гусями» на музыку Владимира Шаинского. На слова поэмы «Реквием» написал музыку Д.Б.Кабалевский.
В разные годы Роберт Рождественский сотрудничал с очень многими композиторами. Его соавторами были Арно Бабаджанян, Игорь Шамо, Александр Флярковский, Марк Фрадкин, Давид Тухманов, Оскар Фельцман, Микаэл Таривердиев, Александра Пахмутова, Евгений Птичкин, Ян Френкель, Максим Дунаевский, Владимир Шаинский, Раймонд Паулс, Евгений Мартынов, Яков Хаскин, Борис Мокроусов, Георгий Мовсесян, Игорь Лученок, Матвей Блантер, Эдуард Ханок, Борис Александров, Евгений Дога, Юрий Саульский, Алексей Экимян, Тихон Хренников, Олег Иванов, Вадим Гамалия, Александр Морозов, Станислав Пожлаков, Евгений Крылатов, Зиновий Бинкин, Александр Зацепин, Дмитрий Кабалевский, Муслим Магомаев, Никита Богословский, Роберт Амирханян, Богдан Троцюк, Александр Журбин, Евгений Жарковский, Мурад Кажлаев, Геннадий Подэльский, Марк Минков, Александр Броневицкий, Виктория Чернышёва, Юрий Гуляев, Борис Емельянов и многие другие авторы.
Рождественский переводил многих зарубежных (Ф.Албу, М.Ангелова, Го Бо-Сена, Р.Зоговича и др.) и советских поэтов (В.Коротича, Р.Гамзатова, И.Нонешвили и др.).